Рубрика: ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
Руководитель образовательного проекта «Метрополия» снова написал аналитическую статью о рынке онлайн-образования.
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ КАК ТРЕНД В 2022 ГОДУ
Сегодня практически любой из нас вынужден непрерывно обучаться на протяжении всей жизни. Будет ли это обучение новой профессии, повышение квалификации, чтобы соответствовать изменяющимся запросам рынка труда, или просто освоение новой программы для компьютера. Кто-то изучает программу «1С», а кто-то осваивает сервис «Госуслуги». Кто-то покупает смартфон или планшет — и изучает их операционную систему, а кто-то — приобретает транспортное средство и осваивает навыки безопасного управления им на дорогах общего пользования. Обучение с нами везде и обучение постоянно.
Сейчас в среде блогеров стало популярным повторять, что самосовершенствование и самообучение — непременный атрибут «успешной личности», стремящейся реализовать свой потенциал. А ведь лозунг-то этот не такой уж и новый. Во времена Советского Союза он, правда, звучал немного иначе, но нёс тот же смысл: «учиться, учиться и ещё раз учиться». Автора лозунга вы и сами, я полагаю, без труда найдёте в любой поисковой системе.
Великий русский писатель Николай Карамзин ещё два столетия назад использовал в своём стихотворении «крылатое» латинское выражение: «ничто не ново под луною». Видимо, так оно и есть.
Широкое распространение интернет-технологий и доступность этого самого интернета в нашей стране открывают широкие возможности для образования в онлайн-формате. Можно прямо из дома получить новые знания, приобрести навыки, пройти курсы повышения квалификации или даже овладеть новой профессией. Практически для любых сфер деятельности можно найти онлайн-курсы.
Онлайн-формат даёт ранее невиданную свободу выбора. Сегодня можно учиться из любой точки планеты и даже из любого места: из дома, из кафе, даже на поляне в лесу — лишь бы присутствовал интернет, а ваше мобильное устройство было заряжено!
Сегодня учебное заведение можно выбрать не по географическому признаку, а исходя из личного удобства и предпочтений.
Говорить о тех случаях, когда онлайн-образование не подходит для обучения конкретному виду деятельности я не берусь — во-первых, это — не моя тема, а, во-вторых, в течение 2020-2021 годов так много традиционно «оффлайновых» программ обучения умудрились перевести в онлайн, что я уже не готов утверждать, что есть что-то, что совершенно невозможно перевести в онлайн-формат, хотя бы частично.
Про явные недостатки онлайн-образования в сравнении с традиционным образованием мне говорить вообще не хочется. Всегда есть студенты, которых что-то будет не устраивать. И далеко не всегда это «ленивые» люди. Иногда формат, в котором преподаёт конкретный спикер или вариант изложения, принятый в определённой школе, могут не подходить студенту. В оффлайн-образовании такое тоже сплошь и рядом встречается — ничего нового и обсуждать тут для меня нечего. А иногда студенту нужно привыкнуть к новому формату обучения, т.е. попросту нужно время, в течение которого учиться онлайн «неудобно».
Аналогично и понятие «качественное онлайн-образование» — штука сугубо субъективная. Сложно судить о том, что онлайн-образование «менее качественное», чем оффлайн-образование. Какими объективными, исчисляемыми критериями можно измерить параметр «качество»? То, что для одного студента — бесценная информация, инсайт, для другого — «вода водяная». Тем более, что сейчас стало модно говорить о «бесполезности» даже традиционного образования, которое даёт школа или вуз. Абсурдность такой оценки очевидна.
С другой стороны, следует признать, что рынок онлайн-образования и в нашей стране, и в мире находится еще в самом начале своего развития. И с точки зрения технологии, и с точки зрения охвата аудитории. Фундаментальное высшее образование только начинает переходить в онлайн, но уже очевидно, что с использованием новых педагогических технологий, с увеличением количества доступных цифровых образовательных продуктов мы наблюдаем создание новой образовательной индустрии — EdTech, или Education technology.
В EdTech, очевидно, будет место и онлайн-, и оффлайн-образованию, фундаментальным школьному и высшему образованию, различным курсам по отдельным тематикам и отдельным «навыковым» школам. Это будет огромная отрасль, очертания которой мы можем лишь предположить, сейчас никто не знает достоверно, как EdTech будет выглядеть через несколько лет.
Существенную часть отечественного рынка онлайн-образования на текущий момент составляют образовательные услуги для взрослых. Это, например, обучение иностранному языку, различные узконаправленные курсы и все виды корпоративного образования, профессиональная переподготовка, бухгалтерские курсы и бизнес-образование.
Ведущие эксперты считают, что российский рынок онлайн-образования будет расти за счёт смешанных форматов обучения: совмещения онлайн- и оффлайн-занятий, создания образовательных сообществ, наставничества и индивидуальных форм обучения. Особенно востребован онлайн-формат в связи с ограничениями на проведение учебных мероприятий, которые пришли в нашу жизнь в 2020-2021 годах.
В сложной текущей ситуации стало очевидно, что потенциальными слушателями онлайн-программ обучения востребованы форматы с присутствием спикера в режиме реального времени, когда работа происходит с немедленной обратной связью, особенно если формат обучения групповой, а не «один-на-один» (спикер и слушатель). Слушатели хотят не только слушать, они хотят живого общения.
Очевидно, что рынок онлайн-образования постоянно расширяется сам собой — современные дети растут и начинают учиться, активно используя онлайн-технологии, благодаря чему охват потенциальной аудитории онлайн-программ увеличивается в численном выражении.
Со временем, скорее всего, разница между онлайн- и офлайн-образованием станет несущественной: и то и другое — это образование, различие лишь в способе доставки контента от преподавателя к слушателю. Ведь при выборе оффлайн- или онлайн-курса, или вебинара в первую очередь нужно понять каких целей вы хотите достичь, к какому результату вы планируете прийти.
Как правило, онлайн-образование предполагает индивидуальный темп обучения. Обучающийся может изучать материалы курса в собственном темпе, независимо от учебных групп и привязанных ко времени учебных планов. Доступен и более гибкий график — материалы можно изучать в любое время суток и в любой день — рабочий, выходной, праздничный. В случае обучения взрослых людей это решает вопросы занятости на работе в дневное время, а также нивелирует разницу во времени для обучающихся из различных регионов или даже с разных континентов.
Онлайн-образование, тем не менее, предлагает и обратную связь от преподавателей в ходе всего периода обучения. И время, когда эта связь предоставляется, также может выбираться самими преподавателями и студентами, а не будет жёстко регламентировано временем работы учебного заведения.
На сегодня при поиске сотрудников для многих HR-специалистов («кадровиков») имеют важное значение рекомендации и опыт соискателей на вакансию, их умение и желание постоянно обучаться, в том числе и при помощи различных онлайн-программ. Классическое образование при этом интересует уже далеко не всех — особенно, если диплом получен много лет назад.
Академическому образованию в принципе сложно соответствовать современной скорости изменений в мире. Особенно — скорости развития цифровых технологий.
К примеру, программа бакалавриата занимает 4 года, что при текущих темпах развития многих сфер приводит к тому, что знания, полученные на первом курсе, к моменту вручения диплома будут попросту неактуальны.
Именно поэтому, учиться и переобучаться придётся всю жизнь. И делать это всё же удобнее в онлайн-формате, а не в виде классического академического образования.
Онлайн-образование сегодня находится на самом старте своего развития.
В этой сфере пока нет универсальных эффективных методик обучения, а только идёт процесс поиска эффективных решений методом проб и ошибок. Ещё раз: методом проб и ошибок.
Часто в онлайн-образовании студентам не требуется подстраиваться ежедневно под какое-то расписание— существенную часть учебного материала можно осваивать в любое в удобное время. А работать с учебными материалами студент может в собственном темпе. Однако, целый ряд образовательных программ требует, чтобы обучение укладывалось в какие-то временные рамки — иначе двухмесячный курс студент может изучать и целый год, ссылаясь на занятость, например.
И таких нерешённых вопросов очень много. Каждая образовательная организация, каждый преподаватель решают эти вопросы самостоятельно.
Часть образовательных организаций ориентируется на принципы работы академических школ и пользуется достаточно жесткими рамками по времени. Тогда удобен формат обучения с использованием видеоконференции — каждый участник процесса может быть на виду и задавать вопросы вслух или письменно, что очень похоже на обычные очные занятия в учебной аудитории.
Другая часть образовательных организаций ориентируется на более простую и свободную систему обучения, когда ритм работы с образовательной программой студенты регулируют сами. А это требует наличия у таких студентов самодисциплины, поэтому далеко не всем и не всегда подходит.
Какие-то образовательные организации совмещают эти два подхода или даже разрабатывают свои собственные. И на сегодняшний момент общепринятых стандартов в отрасли онлайн-образования не разработано.
И мы сейчас присутствуем в такой же интересный момент очередной технологической революции, сопоставимой, пожалуй, с появлением в нашей жизни мобильных телефонов или социальных сетей. Я думаю, что онлайн-образование в ближайшие годы затронет каждого из нас и станет таким же привычным атрибутом, как уже упомянутый мобильный телефон.
ОБ АВТОРЕ
Алексей ПАНТЕЛЕЕВ, бизнес-консультант, предприниматель, спикер, эксперт по построению команд и компаний, консультант в сфере организации личностного роста и тайм-менеджмента, основатель образовательного проекта «Метрополия»
Алексей — резидент (постоянный участник) нашего проекта
Посетите личную страницу эксперта на нашем сайте
Текст: Алексей Пантелеев
Редактура и оформление: образовательный проект «Метрополия»
Фото: Екатерина Кузнецова
Статья публикуется с разрешения автора
24.01.2022, Воронеж
Коллеги, копируя информацию из нашего ресурса, не забудьте указать ссылку на первоисточник — вам не сложно, а нам полезно.
Заранее благодарим!
Команда образовательного проекта «Метрополия»